fb fb

Алексей Дударев "Рядовые"

video video

Михаил Ференцев (режиссёр):

Мы готовим спектакль по пьесе Алексея Дударева «Рядовые». Спектакль очень интересный и неоднозначный. В этом году отмечается 65 лет победы во Второй мировой войне. На афише спектакля можно будет прочитать: «Солдатам Победы посвящается». Спектакль не совсем обычный, так как речь идёт о войне...

Мне особенно отрадно, что участники — молодые ребята с интересом относятся к этой теме и очень ответственно готовятся к самому спектаклю. Серьёзно занялись поиском реквизита, костюмов...

На примере отношений людей во время войны, затрагиваются глубинные философские вопросы — Что есть человек? Есть ли у него право убить? Как меняется человек в условиях войны? Вот о чем будет спектакль.

из статьи "Память о войне"
Владимир Кузьмин, Сидней
газета "Единение", 18.03.2010

20 дней до Победы. 20 дней до премьеры.

Пьеса Алексея Дударева "Рядовые" это рассказ о солдатах, которые в нечеловеческих условиях смертельной войны сохранили в себе человеческое достоинство.

Наш спектакль это баллада о великой жертвенности народа, который отстоял свою свободу и победил. Трагическое и комедийное, героическое и лирическое сплелись на сцене в необычную ткань повествования об отцах, навсегда оставшихся молодыми. Этот спектакль по многим причинам можно назвать особенным. Война в пьесе Дударева - это страшный и постоянный спутник всех разворачивающихся на сцене событий. Ужас и жестокость войны здесь показаны через личные ощущения персонажей. Из незамысловатых, но таких искренних рассказов героев пьесы как из лоскутков судеб был сшит флаг Победы, который развевался над Рейхстагом 9 мая 1945 года.

Рядовые солдаты у Дударева начисто лишены схематичности, они настолько живые, что приходит ощущение реальности всего того, что происходит на сцене и этому немало способствуют костюмы актеров и реквизит - солдатское обмундирование , оружие, ордена и медали военных лет. Кадры документальной кинохроники, дополняющие спектакль и музыка, звучащая по ходу действия, тоже подобраны так, чтобы не разрушить ощущение реальности происходящего. В пьесе Дударева нет деления на главных героев и второстепенных - все они герои той страшной войны; и не только мужчины, но и женщины, и молоденькие девочки, на плечи которых обрушилась такая большая беда.

Наш театр-студия А.Р.Т. - режиссер Михаил Ференцев, постановочная группа и актеры вложили в этот спектакль частичку своей души и сердца рассказывая о тех , кто не вернулся с поля боя. Самая кровопролитная война ХХ столетия страшным железным катком прошла по всей Европе, погубив десятки миллионов жизней, искалечив миллионы судеб и разрушив тысячи городов и сел. Самую страшную цену в этой войне заплатил народ России и народы бывшего Советского Союза.

Мы надеемся, что зрители, которые будут смотреть спектакль в Сиднее, поймут главное - что солдаты той войны защищали не сталинские лозунги, а свою родную землю, свои дома, своих жен, матерей и детей.

День премьеры в любом театре - это необыкновенный и каждый раз неповторимый маленький праздник рождения нового спектакля.

7 мая 2010 года станет для всех участников театра-студии А.Р.Т. одним из таких дней, и мы приглашаем всех читателей газеты "Единение" на нашу премьеру. Вся дополнительная информация о спектаклях и актерах театра-студии "А.Р.Т." есть на нашем сайте в Интернете : www.russiantheatre.org

Вероника БУЧАЦКАЯ-ОСТИН, директор театра
для газеты "Единение"


Репетиции:


Перед премьерой. Солдатам Победы посвящается

Михаил Ференцев, режиссёр-постановщик, актёр: "Рядовые" - спектакль о войне. Точнее - о Человеке на Войне. Тема более чем актуальная и очень современная. И дело даже не в том, что нынешнее поколение мало знает о той войне, дело в отношении этого самого поколения к событиям 65-летней давности. Без прошлого нет будущего, и нация без исторической памяти - не нация. Можно много спорить об оценках исторических фактов, но одну, совершенно бесспорную истину, на мой взгляд, высказал сам автор пьесы Алексей Дударев: "Армия может выиграть сражение, армия может проиграть сражение. Победу может одержать только народ". И наш народ эту Победу одержал. Ценой невероятной, но одержал. И это - подвиг нашего народа, история нашего Отечества, которую мы помним и которой мы гордимся. Во время подготовки спектакля я обратился к актерам и постановочной группе с просьбой дать мне информацию об их родственниках - участниках Великой Отечественной войны. Так вот - такие родственники есть у ВСЕХ. А это означает, что для нас, создателей этого спектакля, это не просто далекая история, это - наша память о родных нам людях. И наш долг перед ними эту память хранить.

Артём Лалетин, актёр: При прочтении сценария, было очень нейтральное впечатление о пьесе, т.к. уже есть множество фильмов на эту тему и на первый взгляд, в пьесе не было ничего нового. Но потом, когда я начал репетировать, стал понимать, что спектакль гораздо глубже и что мы говорим о живых людях, которые живут на Войне. В самой обычной повседневности тех лет столько трагизма, жертвенности, и отношения людей между собой намного проще, искренней, чем в мирное время. Спектакль заставляет думать. Я играю Буштеца. Он -- из штафбата, бескомпромиссный, смелый, кажется, бесшабашный, но одновременно ранимый человек. Вообще, когда на сцене одеваешь военную форму, погоны, начинаешь ощущать не только своего героя, но и действительность подругому. Когда видишь своих друзей в форме на сцене, когда начинаешь, будто изнутри, видеть героев в тех нелегких военных обстоятельствах, начинаешь понимать, что войну выиграли живые люди, а не постаменты в парках. Мне нравится пьеса, мой герой мне близок, он реалистичен, поэтому и играть легче, чем в предыдущих спектаклях. Надеюсь, что мы оправдаем надежды зрителей.

Арсений Лаптев, самый молодой актёр театра-студии А.Р.Т., играет роль глухонемого немца: Мне было не очень трудно играть этого немецкого мальчишку, потому что я понимаю его и жалею. Он сильно всего боится, поэтому так поступает. Очень интересно играть. В будущем я бы хотел сыграть героя современного и веселого.

Елена Сергиенко, актриса: Первое мое появление на сцене в Сиднее случилось год назад. После посещений уроков по актерскому мастерству Михаила Ференцева в театре-студии APT, я получила сразу четыре роли в спектакле "До третьих Петухов". После долгого перерыва было трудно раскрепоститься полностью, но я старалась раскрыть образы сказочных персонажей, которых мне довелось сыграть. На следующих занятиях в студии я вновь училась, и в этом спектакле "Рядовые" я поняла насколько мне стало легче работать на сцене. Думаю и моим партнерам работать со мной тоже легче, когда я сама в себе стала уверенней. Моя героиня Лида совсем еще молодая девчонка. Сходство моей героини со мной, конечно, есть. Она молодая женщина, которая хочет любить, быть любимой, иметь детей, хочет нормальной жизни без войны. Но она стала сильной, выносливой не по годам, потому что ей пришлось вынести все тяготы солдатской службы, спасать раненых, хоронить павших товарищей. Без таких добрых и чутких медсестер солдатам пришлось бы в сто крат хуже. Думаю, характер на войне менятся так или иначе. Сравнить с собой свою героиню полностью не могу, т.к. по-настоящему не чувствовала и не переживала того, что чувствовали люди на войне. Но женские сильные чувства одинаковы в любом времени и ситуации.

Ксения Трифонова, актриса: Спектакль "Рядовые" - своевременный и необходимый спектакль для наших зрителей, особенно для молодого поколения, и не только русскоязычных, но и австралийцев. 65 лет победы над фашизмом - это дата, на которую просто нельзя не откликнуться нашему театру. Тем более я много слышала, что сейчас происходит уменьшение роли России и бывших республик Советского Союза во Второй мировой войне. Как такое возможно? Ведь для моей Родины эта Война была Отечественной. Мы хотим еще раз рассказать о солдатах, медсестрах, простых женщинах, которые на своих плечах вынесли все тяготы той страшной войны и победили... Моя героиня Наста потеряла свою дочь и прошла весь ужас фашисткой неволи. Ее материнское сердце отказывается принять страшную реальность смерти единственного ребенка и те горькие события, которые принесла ей война. Переживать это на сцене, пропуская все через себя во время репетиций, и то очень тяжело. А реальным людям, которые это пережили и победили большое спасибо и низкий поклон.

Ольга Розенфельд, актриса: Я с большим уважением отношусь к событиям военных лет. Это было тяжелое испытание и трагедия всего народа. Моя роль Люськи - это мой дебют в театре. Когда я стала вживаться в образ своей ровесницы, на долю которой выпали просто нечеловеческие испытания, я стала по-иному чувствовать и понимать то, что происходило 65 лет назад. Я не только учусь театральному мастерству в нашей студии, но и получаю большое удовольствие от общения с людьми, которые меня окружают на репетициях.

Лев Кулаго, актёр: Эмоционально очень нелегко играть роль Соляника в спектакле. Он - человек глубоко верующий, а в те годы сохранить свою веру было особенно трудно. Мой герой не признает насилия, убийства. Мне надо было передать трагедию человека, который каждую минуту стоит перед тяжелейшим выбором, рискует не только своим благополучием, но и благополучем своей семьи, выбирая веру в Бога. Религиозное чувство Матвея Соляника -- не слабость и не слепота фанатика, это святая убежденность сильного человека, исповедующего заповеди Христа. Работая над своей ролью, я стал больше узнавать о том времени и о людях, которым достались такие тяжелые испытания. Стал читать письма и предсмертные записки фронтовиков. Полностью ощутить то, через что прошли люди во время Великой Отечественной войны я, конечно же, не смогу. Но сейчас приходит понимание того, что было бы лучше, если бы мое поколение знало больше о своих сверстниках 40-х годов.

Николай Ясенев, свет и спецэффекты: Я третий раз участвую в постановках спектаклей театра-студии А.Р.Т. Тема, затронутая спектаклем "Рядовые", не может оставить равнодушным никого, и мне лично очень по душе, что такие молодые ребята, которые родились через 35 лет после Победы стараются понять и передать непростые характеры своих героев. Им веришь, потому что они очень искренни и естественны на сцене. Думаю, что в этом спектакле все важно, большое значение имеет и свет, и спецэффекты, которые помогают реалистичнее показать те далекие годы и помочь актерам лучше раскрыть свои образы. Я рад, что принимаю в этом участие, ребята все дружные, и находиться на репетициях просто доставляет удовольствие.

Юрий Голоскоков, актёр: С теаром-студией А.Р.Т. я уже больше шести лет. В этом спектакле не играю, занимаюсь созданием коротких роликов с хроникой военных лет. Без этих "живых" свидетелей ощутить атмосферу того страшного и героического времени было бы невозможно. Для меня военная тема близка еще и тем, что мой отец, старший сержант Виталий Голоскоков, в июле 1941 года воевал в Белоруссии в составе Западного фронта, в боях в районе Рогачева был тяжело ранен, так что я не понаслышке знаю, с каким трудом была завоевана победа. Такой спектакль нужен, чтобы еще раз почтить память своих близких, всех тех, кто отстоял нашу свободу.

Дмитрий Голоскоков, актёр: Я играю молодого лейтенанта НКВД, который только что вышел из училища и попал на войну. Я никогда не воевал и не служил в армии, и это очень затрудняет мне понять, что чувствовал этот лейтенант на войне. Мне нравятся военные фильмы и спектакли, в некоторых из них, например, таких, как «Иди и смотри», «Война на Западном направлении» и «Живые и мертвые», я старался уловить, как вели себя офицеры войск НКВД, находил краски для моей роли. Мой герой еще не успел стать жестоким винтиком карательной машины НКВД, он уважает бывалых солдат и пребывает в твердой уверенности, что арестовывает изменников Родины и трусов. Персонажи Дударева интересны тем, что автор избегает штампов и старается показать разные точки зрения на происходящие события.

Игорь Яценко, композитор, звукорежиссёр, графический дизайнер: Всякий раз, когда меня приглашают на очередной спектакль театра-студии А.Р.Т., я поражаюсь неожиданной смене жанров. Искрометный юмор комедии «Он, она, окно, покойник» сменяется утонченной романтичностью «Обыкновенного чуда», глубоко народная притча «До третьих петухов» переходит в балладу о Солдате Великой Отечественной Войны. С первых минут действия погружаешься в атмосферу военных будней, на фоне которых раскрываются характеры героев пьесы. В них, рядовых той страшной войны, видишь их понимание добра, зла, веры, любви и верности своему долгу. Моя роль в этом спектакле - графический дизайн, звукорежиссер и техническое обеспечение звука в зале и на сцене. Когда решена творческая часть - дизайн афиш, подбор, монтаж и балансировка звуков, наступает ответственная техническая работа. Признаюсь, бывало и такое, что мгновенная задежка подачи звукового эффекта, подача его в не совсем нужный момент, сводила на нет замысел режиссера в данном эпизоде. Стараюсь этого избежать и сделать так, чтобы моя техническая работа шла абсолютно синхронно с работой актеров на сцене.

Александр Поляновский, компьютерный инженер, перевод, субтитры: Я вообще люблю театр, бываю на театральных постановках. В театра-студии А.Р.Т. попал по случайности совсем недавно, хотя считается, что случайностей в жизни не бывает. Вначале просто понравилась атмосфера, люди, их вера в себя и серьезное отношение к театру. Понравилась и сама пьеса "Рядовые" — она поднимает целый ряд вечных вопросов человечества. А еще я, в некотором смысле, искал возможность творчества и театр предоставил мне такой шанс: работать над вебсайтом www.russiantheatre.org, а так же переводить пьесу на английский язык для субтитров.

Сергей Стадниченко, актёр: В театре-студии А.Р.Т я уже третий год. Мне нравится наша студия: талантливый режиссер-педагог Михаил Ференцев, отличные ребята и серьезное отношение к репетициям, к делу. Режиссер всегда подбирает пьесу так, чтобы в ней была роль для каждого студийца и чтобы каждый актер мог попробовать себя в новом амплуа. Пьеса Дударева "Рядовые" поразила меня при первом же прочтении. Судьбы, характеры, люди. Как много пришлось им перенести, как много выпало на их долю, но они остаются людьми, не озверев в этих невероятно тяжелых условиях. Герой, которого я играю воюет с первых дней Войны. Кадровый офицер Дугин. За плечами у него и отступление, и штрафбат, Сталинград, и Курск, и, наконец, Звезда Героя на груди. Но он не считает себя героем, он такой же солдат, один из многих. Простой, справедливый и великодушный. Рядовой. Его характер поражает силой и добротой. Мне очень нравится играть эту роль. Может, в ней есть то, что не хватает мне? И этим роль так притягательна? А пьеса нужна. И сейчас, и через сотню лет. Для того, чтобы война никогда больше не повторилась и чтобы мир помнил, какой ценой досталась победа нашему народу.

Вероника Бучацкая-Остин, директор театра, актриса: Я очень рада, что наш театр-студия А.Р.Т. опять обратился к военной теме. Думаю, мы все, начиная работать над пьесой, вспоминали своих родных и близких, тех, кто отстоял Победу. Могу сказать с уверенностью, что лица всех наших актеров стали меняться за время репетиций. Стали добрее, светлее что ли, как на тех пожелтевших фотографиях времен войны. Моя героиня Вера мне очень близка. Женщина, которая любит. Сколько таких женщин, верных и светлых, спасали солдат своим ожиданием и любовью. Да, время неумолимо и так мало осталось в живых тех, кто смотрит на нас с военных фотографий, рвется в бой в документальных фильмах и читает треугольнички с фронта. Наш спектакль - это еще раз слова искренней благодарности участникам и ветеранам войны. Мы приглашаем всех придти на наши спектакли, чтобы еще раз прикоснуться к тому героическому прошлому, в котором была и любовь, и дружба, и вера в Победу.

В. Ронкин
газета "Горизонт", №18 (836), 29.04.2010

Спектакль «Рядовые»

«Когда-нибудь мы вспомним это», - поётся в известной военной песне. И сегодня мы вспомнили. Мне хочется начать эту статью со слов благодарности театру АРТ и его режиссёру Михаилу Ференцеву за то, что они сделали для того, чтоб мы помнили.

Вот уже третий день в Русском клубе в Стратфилде они играют спектакль «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева. Это не просто спектакль. Это — гражданская позиция. Это не может оставить равнодушным никого. Это наша история, это наша Победа. Всё, от начала до конца, создаёт атмосферу тех далёких дней. Пока зрители занимали свои места в зале, звучали мелодии военных лет: «Давай закурим, товарищ, по одной», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом». Их прерывали радиопозывные «Широка страна моя родная» и голос Левитана: «Говорит Москва».

В спектакле «Рядовые» занято всего одиннадцать артистов. Но выделить кого-то одного просто невозможно. Каждый играет так, что мурашки бегут по коже. Спектакль состоит из эпизодов, из разных человеческих судеб. Судеб солдат, капитанов, женщин. Людей, которые воевали, которые прошли весь этот ад от начала до конца. В спектакле затронуты все грани отношений: патриотизм, религия, любовь, справедливость…

Было очень приятно видеть в зале много молодёжи. Видно было, что они сопереживают героям ничуть не меньше, чем люди более старшего поколения. К концу спектакля многие зрители уже были не в силах сдерживать слёзы — настолько все были тронуты. Зал стоял, зал кричал «Браво!», руки были горячими от аплодисментов. И иначе быть не могло.

Спектакль завершил Михаил Ференцев. Он сказал со сцены: «Сегодня мы играем в особый день. Сегодня — 9 Мая. День Победы. День Победы нашего народа. С праздником вас! С днём Победы!»

После спектакля я подошла к нескольким зрителям и попросила их поделиться своими впечатлениями. Вот что они сказали:

«Мы сегодня будем смотреть этот спектакль второй раз. Мы были в пятницу. Мне очень понравилось. Сейчас хочу ещё раз посмотреть, потому что первый раз проплакала. Это очень трогательно, как наш народ всё воспринимал. Вчера на спектакль пришли ученики школы из Хомбуша и из Кабраматты. Молодёжь должна знать. Мы должны это помнить. И дети наши, и внуки наши. Люди не должны забывать об этом».

«Замечательно, что были субтитры на английском. Это дало возможность австралийцам познакомиться вплотную с тем, что было, вплотную увидеть, чего стоила эта победа русскому народу, чего стоило это нашей стране… И мы выстояли, несмотря ни на что».

«Я просто боюсь, что я залью ваш микрофон своими слезами…»

«Настолько яркий спектакль, настолько всё реально сделал Ференцев, это просто замечательно. И музыка, и видеоряд, хроника… Показано, как русские люди сражались, как они стояли насмерть, как умирали за свою страну, за Родину, за свои семьи, за своих детей. Они сражались до конца и при этом старались проявлять максимально человеческие качества. Конечно, у людей психика надломлена была, потому что столько было зверства, столько ужаса. Всё это вынесли русские плечи, и это показано в спектакле. Это показано благодаря вставкам хроники. Спектакль насыщен всем этим. И это прекрасно. Это правда, это истина о нашей войне».

«Компановка в спектакле театральных элементов и элементов кино, это всё талантливо сделано. Ференцев просто молодец».

«Я очень благодарна Ференцеву и всему коллективу. Они замечательно играли. Незабываемый спектакль».

«Талантливый, растущий, замечательный коллектив. Мы им все очень благодарны. Они вносят свежую добрую развивающую струю… Это очень важно. Особенно здесь, заграницей».

Жанна Алифанова, Сидней
газета "Единение", 09.05.2010













Спектакль «Рядовые» в постановке театра А.Р.Т. к 65-летию Победы

Мы живем в XXI веке, в наше время темп и уклад жизни нельзя сравнить с тем, что был даже четверть века назад. Изменился мир, изменились мировоззрения людей.

Но что знают о войне наши дети, нынешние школьники и студенты? Плюс с этому, мы живем вдалеке от тех мест, где случились те трагические события, на противоположной стороне земного шара, поэтому нам, русским австралийцам, еще труднее сохранить в новых поколениях память о войне. Но стараться надо обязательно! В прошлую субботу 8 мая 2010 года в русском клубе в Стратфилде на дневном спектакле можно было встретить множество школьников. Они пришли на спектакль «Рядовые» в постановке русского театра А.Р.Т. Этот спектакль как раз и рассказывает нынешним поколениям о той уже далекой войне через переживания и поступки рядовых бойцов.

Поставил спектакль «Рядовые» Михаил Ференцев, с которым сиднейский Зритель уже хорошо знаком по предыдущим работам, среди которых инсценировка по рассказам В.Шукшина "Странные люди", музыкально-поэтический спектакль, посвященный 60-летию Победы "Память, память...", комедия по пьесе Р.Куни "Он, она, окно, покойник", музыкальная сказка "Обыкновенное чудо" Е. Шварца, притча "До третьих петухов" В. Шукшина. Михаил как всегда выступил не только режиссером, но и «играющим тренером», сыграл роль рядового Дервоеда.

И зритель в зале сидит тихо-тихо. И вместе с тишиной слушает историю из первых уст - рассказы рядовых войны о том, как им было тяжко, а порой страшно и за себя, и за жизни товарищей. Все эпизоды спектакля как бы схвачены автором с места событий.

Спектакль идет один почти два часа с перерывом 20 минут. Во время перерыва и после спектакля было интересно поговорить со школьниками, смотревшими спектакль, и узнать, что же им запомнилось и понравилось. И конечно же мальчишки в первую очередь назвали оружие. Оружия на сцене действительно было много, и автоматы и настоящий кортик, ящики от снарядов и даже сами снаряды. Одеты актеры были в самую настоящую военную форму тех времен. Плащ-палатки, фляги, банки с тушенкой, черный ржаной хлеб, все это помогало зрителям ощутить атмосферу того времени и создать эффект присутствия.

Спектакль поставлен в современной стилистике, удачно подобраны декорации и реквизит. Все это дополнено музыкальным сопровождением со звуковыми и световыми эффектами, а также замечательными видеокадрами военной хроники в начале и конце спектакля. Думается, именно в название пьесы автор заложил глубокий смысл: истории участников той страшной войны, каждая из этих рядовых, обычных историй сейчас нам кажется просто невообразимым ужасом, но это то из чего складывалась Победа. Именно эту идею утверждает каждый образ рядовых солдат, пусть совсем разных и по характеру, и по взглядам на войну - Буштец, Соляник, Одуванчик, Дервоед, Дугин.

Эти герои спектакля показывают зрителю XXI века рядового Великой Отечественной как человека мудрого, с добрым сердцем (Дервоед), с чистыми помыслами, миролюбивого по натуре (Одуванчик), умеющего любить Родину и умеющего воевать, быть непримиримым к врагам (Буштец), бойцов с иным мировоззрением на Божью заповедь «Не убий!» (Соляник). Все эти персонажи на войне были не в единственном числе.

В зале на спектакле было также много ветеранов. После окончания спектакля к актерам и зрителям со словами благодарности обратились ветераны Великой Отечественной войны. А горячие аплодисменты зала на эти слова стали: благодарностью зрителей. Значит то, что написано 25 лет назад, принято и понято молодым поколением XXI века. Драматургическая классика не стареет. От имени русской школы хотим поздравить весь театральный коллектив с прекрасной премьерой.

Для тех кто не смог попасть в русский клуб остается еще одна возможность посмотреть «Рядовых» на этой неделе - 14, 15 и 16 мая в Fig Tree Theatre UNSW.

Елена Запевалова,
руководитель драматической студии в русской школе в Хоумбуше
газета "Горизонт", №20 (838), 13.05.2010


Взгляд из зрительного зала

Мы приехали в Австралию, когда были еще совсем маленькими. Конечно, мы говорим по-русски и интересуемся историей и культурой России. И о войне России с фашистами знаем от родителей, из русской школы, из фильмов и книг. Но все равно испытали шок от того, что увидели в спектакле «Рядовые» 9 мая на сцене в русском клубе в Сиднее. Настолько происходящее на сцене было реальным, что мы забывали, что девчонки и мальчишки в солдатской форме умирают не по-настоящему.

Мы переживали каждую историю, каждую судьбу и видели, что все зрители в зале не просто сидят и смотрят спектакль, а искренне сопереживают, окунаются в атмосферу того далекого и страшного времени. Лидка, Одуванчик, Матвей, Люська - такие все молодые, а сколько им пришлось пережить! Они трогательные, наивные и очень смелые.

В течение спектакля так за них переживаешь, что они становятся очень близкими. Нам двадцатилетним, живущем вдалеке от Родины, нужны такие спектакли, они помогают нам лучше понять страну, в которой мы когда-то родились.

Спасибо за спектакль и еще раз всех с праздником Победы!

Наталия и Евгений Рахимовы.

Браво, театр-студия «А.Р.Т.»!

«Скажите, любите ли Вы театр так, как люблю его я?» - написал в одной из статей В. Белинский. Не знаю, как любил В. Белинский театр, но знаю, что я театр очень люблю. Мне посчастливилось родиться и жить в Москве и до самого отъезда я знала репертуары всех московских театров, была почти на всех интересных спектаклях, следила за ростом мастерства актеров, огорчалась неудачам и радовалась успехам, во мне до сей поры сохранился трепет при входе в театр. Но это чувство, как всякая любовь, боится разочарований, несбывшихся надежд, неудовлетворенности.

Я очень скучаю без театра, поэтому, хоть и смущали меня и название спектакля и состав актеров (знаю, что в труппе много любителей), пошла посмотреть спектакль.

К. С. Станиславский утверждал, что «Театр начинается с вешалки». Возможно, но для меня в этот раз театр начался с программки, Наряду с обычным перечнем действующих лиц и именами актеров, стояли имена родных каждого из актеров, воевавших в Великую Отечественную войну:
   Дугин - Сергей Стадниченко - внук старшего лейтенанта Сергея Левушкина, прошедшего всю Европу до Германии.
   Женщина - Ксения Трифонова - внучка рядового Геннадия Смирнова, погибшего в 1945 году.
   Глухонемой - Арсений Лаптев - праправнук рядового Петра Карпова, воевавшего под Москвой, в Сталинграде и на Курской дуге...

И так о каждом участнике этого спектакля. Нет в России семьи, которую не задела бы война, поэтому хоть и играют героев уже внуки и правнуки, чувствуется их боль, их уважение и сострадание к тем, кто прошел войну. Этот спектакль - дань памяти.

Зал встретил нас голосом Левитана, сводками Совинформбюро, кадрами кинохроники. Казалось бы, что это не новый прием, но любовно подобранный текст и музыка, улыбка и глубокое уважение к ветеранам директора Вероники Остин были такими искренними, что настрой на спектакль возник сразу.

Пожилые люди, увешанные орденами и медалями, были и благодарными зрителями и строгими судьями. Для них война - это годы их жизни, они были тому свидетелями и участниками, они фальшь не примут.

Прошли шестьдесят девять лет с начала войны. За это время было столько сказано, сыграно, спето и написано, что сделать еще что-то, на что смотреть интересно, казалось бы невозможно. А оказалось - возможно! За полтора часа спектакля перед нами прошли разные судьбы, разные характеры, герои разного возраста и разных взглядов на жизнь. Да, - это спектакль об участниках войны, но тут все немного глубже, и каждому из актеров удалось раскрыть образ своего героя полно и убедительно. Пьеса А. Дударева «Рядовые» написана очень ярко, умно, эмоционально. Текст четко определяет характер героев, в нескольких словах автору удалось рассказать о том ужасе, который выпал на долю каждого. Но все это надо сыграть, вернее, пережить на сцене без фальши, без пафоса и надрыва, так, чтобы зрители пережили это вместе с актерами. Задача сложная, но ребятам удалось ее решить.

Очень хорошо сказал о своем герое Сергей Стадниченко: «Кадровый офицер Дугин. За плечами у него и отступление, и штрафбат, и Звезда Героя на груди, но он не считает себя героем, он такой же солдат, он один из многих. Рядовой. Его характер поражает силой и добротой». Именно таким мы и видим Дугина в исполнении Сергея Стадниченко. Дед - Дервоед - герой Михаила Ференцева, сильный, добрый, цельный, все понимающий, много переживший человек. Он поддерживает окружающих, несмотря на собственное горе. Гибель жены и сына на его глазах, невозможность им помочь - он в этот момент выполнял задание и не мог рисковать жизнями своих боевых товарищей, хотя на его глазах погибали его самые близкие люди. Ему каждую ночь снятся кошмары, но он уверен в своей правоте. Мне кажется, что на таких людях Земля держится.

Обезумевшая от горя мать (актриса Ксения Трифонова), которая пытается найти своей погибшей дочери достойного мужа. Без крика и жалоб она жадно ест и отрешенно смотрит вокруг. Но в этом действии столько страдания, чувства потерянности в жутком мире, что, глядя на нее, ужас переполняет душу. Глубоко верующий, молодой боец Соляник (актер Лев Кулаго), совершенно растерявшийся перед верой и действительностью, заставляет своей искренностью еще раз задуматься о справедливости. Беспощадный, оглушенный болью от потери близких, бескомпромиссный, жестокий Буштец - актер Артем Лалетин. Это надо так сыграть, чтобы этот человек вызвал к себе, невзирая на все эти качества, сострадание и понимание.

Глухонемой, дрожащий от страха мальчишка, стреляет в человека и с ужасом смотрит на содеянное. Актер Арсений Лаптев так убедителен, что зал, напряженно следящий за действием, вздрагивает от выстрела. Вероника Остин создала образ - мечту, образ - любовь. Она из тех женщин, которые многие годы после войны, не поверив в гибель любимого человека, продолжали ждать. Свет и спецэффекты Николая Ясенева, подлинные костюмы того времени, оружие, реквизиты сцены - все в абсолютной гармонии дополнило впечатления. Актерам удалось весь спектакль провести на одном дыхании. Мои опасения не оправдались, высокая планка, взятая в начале спектакля, была выдержана до конца. А цветы, которые актеры подарили ветеранам, выразили искреннюю благодарность за то, что эти, совсем уже не молодые люди, уберегли следующие поколения от этого кошмара.

Многое заставил вспомнить этот очень хорошо поставленный и сыгранный спектакль, о многом еще раз подумать. Это прекрасная работа режиссера Михаила Ференцева. Браво, театр - студия «А.Р.Т.»! В благодарность за спектакль, на который были приглашены ветераны, президент Ассоциации ветеранов Е. Соловей подарил каждому участнику Георгиевскую ленточку. Фотография актеров с ветеранами на память завершила наше посещение театра.

Флорида Шевелева — дочь Льва Ройтварфа, рядового, прошедшего всю Европу до Берлина
Фото в газете: Георгий Климов - житель блокадного Ленинграда
Сидней, газета "Горизонт", №22 (840), 27.05.2010

В Мельбурн с любовью

Гастроли — это, пожалуй, одно из самых значительных, волнующих, ответственных и запоминающихся событий в жизни любого творческого коллектива. Наш театр-студия «А.Р.Т.» не исключение.

15 августа труппа нашего театра выехала на гастроли из Сиднея в Мельбурн. Мы привезли на суд мельбурнского зрителя свою последнюю работу — спектакль по пьесе А. Дударева «Рядовые». Три месяца назад премьера этого спектакля с успехом прошла в Сиднее, в подготовке нам существенную помощь оказали и Российское Посольство, и Совет российских соотечественников в Австралии, за что мы им искренне благодарны. И вот — новый показ спектакля, на этот раз — в Мельбурне, в роскошном зале Fitzroy Town Hail.

Идея этой поездки возникла в Канберре, куда труппа нашего театра была приглашена на прием в Посольство Российской Федерации по случаю Дня России. Режиссер театра-студии «А.Р.Т.» Михаил Ференцев встретился с атташе Посольства Ярославом Ереминым и сотрудником Русского этнического представительства штата Виктория Александром Ильиным. Результатом этой встречи и стала договоренность о показе «Рядовых» в Мельбурне.

Нашим новым друзьям в Мельбурне предстояло решить множество организационных вопросов — аренда зала, оборудование для сцены, транспорт, реклама, билеты, размещение и многое, многое другое. И они справились с этим блестяще! Комфортабельный автобус с улыбчивым водителем Валерием Вишневским четыре (!) раза преодолел расстояние между Сиднеем и Мельбурном, чтобы перевезти актеров и театральный реквизит к месту показа и обратно. Радушный и гостеприимный хозяин Русского Дома в Мельбурне Георгий Лаврин после спектакля пригласил нас всех на фуршет. А встретивший постановочную группу в аэропорту (чем мы были приятно удивлены) Александр Ильин вообще не отходил от нас в течение двух суток, исполняя, как добрый волшебник, все наши пожелания. Наших актеров любезно разместили по своим домам и было такое чувство, будто мы вовсе не в поездке, а у себя дома, со старыми добрыми друзьями.

И был спектакль, и были аплодисменты, и цветы, и интервью для местного радио и телевидения, и фото на память, и отзывы зрителей. Вот один из них : «Наконец посмотрела спектакль «Рядовые». Даже не ожидала, насколько серьезно ребята работают. Здорово, просто профессионалы. Когда я сидела в зале, то вокруг меня многие люди тихонько вытирали слезы... Правда, берет за душу, и в этот момент ты как бы вместе с героями реально переживаешь события. Молодцы. Мне очень понравилось, и я точно приду, если еще приедете, и всем рекомендую. Люба Мельникова.»

Вечером после спектакля вся труппа разъехалась — кто отправился в красивейший Покровский храм с дьяконом Александром Абрамовым, кто поспешил к друзьям, кто — в аэропорт, на последний рейс до Сиднея. Но у всех нас в душе осталось теплое чувство благодарности этим людям, этому городу.

Наши новые друзья из Мельбурна! Вы не только талантливые организаторы, но и просто замечательные люди, с которыми очень приятно работать вместе и делать общее дело. Спасибо вам и низкий вам поклон!

Ксения Трифонова, от имени труппы театра-студии «А.Р.Т.»
газета "Горизонт", №36 (854), 02.09.2010

 


 

"Рядовые": Репетиции и спектакли

   







   

   

       

   

   

   



       





   

   



   



   

   

   



















   



   





   







   









Наши ветераны











   









После спектаклей, постановочная группа